
Сегодня в зарубежных бизнес-школах есть устойчивая тенденция к национальному и культурному разнообразию – как среди преподавателей, так и среди студентов. К примеру, американские бизнес-школы стремятся ежегодно набирать определенное число студентов из-за рубежа, и нередки ситуации, когда для учащихся из Азии или Европы резервируется больше мест, чем для американцев. Только в текущем году на MBA в американских вузах учится свыше 15 000 зарубежных студентов.
Чем больше иностранных студентов, тем выше школа в рейтинге
Ежегодный рейтинг бизнес-школ от Financial Times, среди прочих критериев ранжирования учитывает и разнообразие студенческого состава. В частности, наиболее значимыми критериями являются:
- этническое разнообразие – процент преподавателей и студентов из зарубежных стран;
- доступность программ для студентов из-за рубежа: ценовая политика, наличие стипендий, условия проживания, количество мест и конкурс на место;
- международная мобильность – оценка развитости международных связей студентов во время учебы и в течение трех лет после получения диплома MBA.
Зачем нужны многонациональные студенческие группы
Большинство бизнес-школ уделяют особенное внимание этническому разнообразию студентов, наряду с гендерным равенством. Подобная политика не только исключает возможные обвинения в отсутствии толерантности, она помогает учащимся. Студенты приходят в бизнес-школу не только за изучением теории и дипломом – они приходят, в первую очередь, за опытом и связями, которые помогут им в работе. И чем разнообразнее аудитория, чем больше среди студентов иностранцев, тем ценнее общение и совместная работа.
Школы-лидеры по количеству зарубежных связей
В рейтинге Financial Times 2019 года лидерами по международной мобильности и количеству зарубежных связей стали бизнес-школы: IMD (Швейцария), университета Санкт-Галлена (Швейцария), HEC Paris (Франция), INSEAD (Франция) и Mannheim (Германия).
Школа INSEAD
Делая основной акцент на подготовку менеджеров международных компаний, INSEAD уделяет огромное внимание национальному и культурному разнообразию.
Широкий национальный состав студентов привлекает крупнейшие компании мира, и это – еще один плюс для студентов MBA. Ежегодно десятки выпускников INSEAD находят мощную работу, и перспектива выгодного трудоустройства привлекает абитуриентов не меньше, чем кросс-культурный обмен.
Сегодня школа INSEAD имеет три кампуса – в Сингапуре, Абу-Даби и Фонтенбло, и обучение предусматривает поочередное перемещение студентов между кампусами.
Наконец, в INSEAD крупнейшая сеть выпускников – свыше 50 000 человек, живущих и работающих примерно в 170 странах. Это сплоченное сообщество, где каждый готов поддержать и помочь. Стать частью этой сети – бесценно.
Международная школа бизнеса Хальт
Hult Business School – один из мировых лидеров по количеству студентов из-за рубежа. Более 90% поступающих на программы школы – граждане зарубежных стран, а сама школа, кроме трех кампусов в США, имеет филиалы в Шанхае, Лондоне и Дубае.
В школу Хальт ежегодно поступают студенты более чем 140 национальностей. В зависимости от программы, студенты учатся в разных кампусах – первые восемь месяцев обучение проходит в кампусе в США, оставшиеся месяцы – в кампусах других стран. Слоган школы Хальт: «the world’s most international business school» — вполне оправдывает себя. Такой курс школа взяла с момента своего основания в 2003 году и поддерживает его до сих пор.
Бизнес-школа Манчестерского университета
Старейшая бизнес-школа в Соединенном Королевстве сегодня имеет в преподавательском составе более трети иностранцев, представляющих около 40 государств. Ежегодно на программы школы поступают до двух тысяч иностранных студентов, а сама школа обладает развитой сетью учебных центров за рубежом – в Эмиратах, Китае, Бразилии.
Школа бизнеса Гренобль
Grenoble Graduate School of Business (GGSB) – это отделение французской школы бизнеса Гренобль (Grenoble Ecolede Management). В России специалисты GGSB разработали совместную программу с РАНХиГС, на которой учатся более двух с половиной тысяч зарубежных студентов, представители 137 национальностей.
Поступить на MBA за рубеж становится проще
Сегодня ведущие мировые бизнес-школы взяли уверенный курс на национальное разнообразие. Это важно и бизнес-школам, т.к. поднимает их в рейтингах, и абитуриентам, т.к. упрощает международную карьеру и обогащает их жизненный опыт.
Как итог, студентам из России и СНГ поехать учиться за рубеж стало проще – есть стипендии и гранты, школы ждут вас. Остается решить только вопрос оплаты обучения. Несмотря на стипендии, которые могут компенсировать 50% цены программы, стоимость MBA за рубежом всё равно существенно выше, чем в отечественных школах. Особенно если сравнивать с лидирующими западными бизнес-школами.