Тенденция к равноправию, явно проявляющаяся в последние пару лет, не обошла стороной и MBA. Есть ли гендерное равенство в современных бизнес-школах? Как зарубежные школы бизнеса привлекают женщин на MBA?
«У бизнеса мужское лицо» – если вспомнить о том, что право получать дипломы MBA женщинам предоставили только в 60-х годах прошлого века, эта поговорка становится особенно актуальной.
Одной из первых в свои ряды дам приняла Гарвардская бизнес-школа, но соотношение мужчин и женщин среди ее студентов было очень далеко от равенства: на поток в 700 учащихся – всего около десятка девушек.
Сегодня, конечно, такой перекос трудно обнаружить. Ведущие бизнес-школы мира планомерно наращивают количество абитуриенток, стремясь к сокращению гендерного разрыва. И дело вовсе не в волне феминизма, которая в очередной раз всколыхнула общество. Руководство школ ценит в абитуриентах не половую принадлежность, а опыт, харизму, трудолюбие и талант – а это те качества, в которых женщины, как правило, не уступают мужчинам.
Опыт самих студентов, получивших степень MBA за последние 5 лет, показывает, что крупные школы уверенно взяли курс на уравнивание числа мужчин и женщин среди учащихся. К борьбе за гендерное равноправие в первых рядах подключилась бизнес-школа Саид при Оксфордском университете – одна из ведущих школ Британии. Еще в 2014 году декан школы, профессор Питер Туфано, подписал петицию с призывом к мировым лидерам содействовать в приобщении женщин к финансовому миру и сфере бизнеса. Петиция получила широкий отклик, особенно на оксфордском форуме Power Shift, где активно обсуждались вопросы мировой экономики. Форум, где присутствовали лидеры таких гигантов, как Credit Suisse, Alstom и Goldman Sachs, стал отправной точкой и первым шагом к гендерному равноправию в мире MBA.
Чем больше – тем лучше
Сегодня для бизнес-школ при наборе слушателей одним из ключевых принципов становится «diversity» – разнообразие, разнородность. Чем больше в составе потока студентов разного пола, возраста, социального статуса – тем лучше. Особое внимание уделяется сбалансированности групп по двум признакам: пол и гражданство. Чем больше иностранных студентов – тем лучше. Чем больше женщин – тем лучше.
Такая политика легко объяснима даже вне контекста борьбы за гендерное равноправие. Пестрый студенческий состав – это высокая привлекательность курса для самих абитуриентов, возможность научиться новому, выстроить межнациональные и международные связи. Поэтому ведущие школы делают все возможное в стремлении привлечь женщин на поток. Чтобы их заинтересовать, создаются стипендии, формируются льготные условия проживания и т.д.
Швейцарская школа IMD уже несколько лет предоставляет своим студенткам стипендии от фонда Nestle. Другая школа – INSEAD, стабильно входящая в мировой рейтинг ста лучших, – постепенно выравнивает процентное соотношение женщин и мужчин среди своих слушателей.
Ассоциации и корпорации – за «женское» бизнес-образование
Свой вклад в формирование равных коллективов вносят и крупные компании, заинтересованные в найме харизматичных, хватких и деловых дам. По данным AACSB, в последние пять лет ощутимо выросла доля учебных заведений, предлагающих женщинам содействие в подготовке к поступлению на MBA. Многие клубы, организованные бывшими выпускницами бизнес-школ, отстаивают интересы абитуриенток и взаимодействуют с приемными комиссиями, создавая благоприятные условий для поступления девушек. Эти же клубы помогают девушкам повысить уверенность в своих силах – во многих странах до сих пор MBA считается преимущественно мужским образованием, и зачастую талантливые студентки не решаются испробовать силы исключительно из-за стереотипов.
Крупные компании также стремятся предоставить больше возможностей женщинам.
Дважды в год Intel проводит мероприятия для своих сотрудниц и регулярно организовывает форумы, посвященные вопросам лидерства женщин.
Практика показывает, что ведущие бизнес-школы чутко реагируют на требования рынка. Более того – в рейтингах бизнес-школ уже много лет учитываются такие критерии, как «процент женщин среди преподавателей», «процент женщин среди студентов» и «количество женщин в консультативном совете школы». Со временем значимость этих критериев только возрастает. А это, вместе с растущим год от года количеством студенток и выпускниц MBA, позволяет надеяться на если не скорое, то постепенное достижение гендерного равновесия.
Время делать шаг вперед
Несмотря на то, что многие женщины до сих пор воспринимают MBA как «мужскую привилегию», число девушек с дипломом бизнес-школ уверенно растет. Наличие диплома само по себе становится весомым преимуществом, особенно в глазах зарубежных работодателей.
Стоимость зарубежного MBA ощутима для «российского кармана» — в топовых школах около 70 тысяч $ в год, а в менее раскрученных школах около 30 тысяч $ в год. Однако за рубежом больше грантов, стипендий для иностранных студентов, дотаций и это позволяет сократить стоимость обучения на 20-50%, а иногда и больше.
Если же говорить про российское MBA, то здешние цены в разы ниже – большинство программ стоят меньше 900 тысяч рублей за два года обучения. Однако грантов, стипендий и пособий в России мало, у нас популярнее скидки и рассрочки.
Тем более широкий разброс программ и форматов занятий позволяют совмещать учебу с работой и воспитанием детей. В общем, выбор богат и разнообразен. Так почему бы не поступить на MBA!?