Профессор экономики Университета Огайо США Ричард Веддер изучил работу трех студенческих инвестиционных групп в американских университетах, а также рассказал, какие возможности перед студентами открывает такой способ обучения.
Число студенческих стажировок в Америке растет и помогает дополнить теоретические знания практическим опытом и расширить карьерные возможности. Многие студенты получают работу после короткого сотрудничества с работодателями.
Еще более впечатляющим примером интеграции теории и практики можно назвать студенческие инвестиционные группы, которые есть в сотнях американских университетов. Они функционируют по-разному, но у всех есть общая черта – студенты принимают инвестиционные решения, используя реальные деньги.
Вот три университета США, где применяются разные модели:
- Университет штата Пенсильвания.
- Университет штата Мичиган.
- Университет Огайо.
Университет штата Пенсильвания
В штате Пенсильвания частные инвесторы предоставили средства для возглавляемой студентами Ассоциации инвестиций штата Пенсильвания, чтобы помочь запустить хедж-фонд «Ниттани Лион». На данный момент он управляет капиталом около 7 миллионов долларов. Членами совета директоров фонда являются опытные американские инвесторы, включая сотрудника по инвестициям штата Пенсильвания.
Фонд инвестирует в 65 акций, и может похвастаться хорошей статистикой – его капитал вырос с 3 млн $ в 2005 году до 7 млн $ в 2018 году. Но для студентов важнее, что реальный опыт помогает им получить работу в престижных инвестиционных компаниях, которые исторически нанимают большую часть сотрудников из выпускников элитных школ Лиги плюща.
Один из 15 лучших университетов США, финансируемых налогоплательщиками.
Университет штата Мичиган
Иной модели придерживается студенческий инвестфонд Университета штата Мичиган. Студенты посещают занятия по анализу и управлению инвестиционными рисками, многие учатся на MBA. Два раза в год они презентуют и защищают инвестиционные стратегии перед Консультативным советом по финансированию. Лучшие стратегии воплощаются в жизнь. В итоге такого подхода с 2003 по 2018 год объем инвестиций вырос с 750 000 $ до 5 млн $.
Университет штата Мичиган был основан в 1855 году.
Университет Огайо
Возможно, самый успешный пример – это Университет Огайо, где я преподаю (профессор экономики Ричард Веддер – прим. ред). У бизнес-школы есть две дружественные, но конкурирующие студенческие группы, которые управляют инвестиционными фондами:
- Фондом акций — 4,6 млн $.
- Фондом инструментов фиксированного дохода (облигаций и прочих бумаг) – около 2,8 млн $.
Первоначально оба фонда финансировались целевым фондом Университета Огайо. Поэтому все инвестиционные выгоды принадлежат университету.
Несмотря на помощь консультантов факультета и регулярную отчетность перед фондом Университета, студенты могут свободно покупать и продавать ценные бумаги. Показатели их работы впечатляют. Доходность капитала за девять месяцев (с 1 июля 2017 года по 30 марта текущего года) по одному портфелю составила 14,99%, а по второму портфелю акций – 16,71%. В то время как фондовый индекс S&P 500 вырос за тот же период на 10,58%.
За 16 лет существования акционерный фонд Университета Огайо превзошел по показателям рыночные индексы, и что более важно, управляемый профессионалами портфель эндаумент-фонда. На самом деле, для университета данный фонд убыточен, но выгода для студентов огромна.
Университет штата Огайо является девятым старейшим государственным университетом в США.
Карьерные успехи студентов
Недавно меня пригласили в Университет Огайо на ежегодный банкет, где я пообщался с недавними выпускниками. Один 22-летний выпускник работает в Нью-Йорке на торговой площадке финансовой компании «Jefferies» и получает шестизначную ежегодную зарплату. Еще один молодой человек 25-ти лет – перспективный инвестиционный банкир в «Голдман Сакс». Бывший студент из инвестиционной группы с фиксированным доходом работает в компании PIMCO, крупнейшем мировом инвесторе на рынке облигаций. Все они – участники программы и выпускники школы, которой раньше редко удавалось трудоустроить своих студентов в лучшие фирмы Нью-Йорка и топовые финансовые корпорации.
В мире финансов есть красноречивый показатель – прибыль, поэтому успех в этой сфере легко измерить. Это мотивирует студентов работать сверхурочно, проводить серьезные исследования, изучать финансовые концепции и т. д. Безусловно, измерить успешность остальной части жизни гораздо сложнее. Тем не менее, концепция обучения на практике применяется во всем высшем образовании. Журналисты и писатели выпускают студенческие газеты и журналы, актеры и сценаристы создают спектакли и фильмы.
Раньше профессора естественных наук работали в лабораториях только с аспирантами. Теперь они приглашают талантливых студентов, предоставляя им возможность одновременно получать знания и зарабатывать. Главное – профессора «заражают» учеников энтузиазмом и страстью к работе, что трудно передать на традиционных аудиторных занятиях.
По данным forbes.com