Геймификация – это применение игровых механик в неигровых ситуациях. Второе название термина – эдьютейнмент (из англ. языка: игра слов education=образование и entertainment=развлечение). К неигровым ситуациям относят обучение, рабочие процессы, коммуникации и бизнес.
Международный рынок бизнес-образования уже давно начал использовать геймификацию в образовании. Поэтому область применения игрового формата в этом направлении огромная. Эдьютейнмент используют для улучшения классических образовательных программ, коротких тренингов и корпоративного обучения. Еще ряд ниш: тимбилдинг и сплочение коллектива, обучение огромного количества участников (например, более 200 человек).
Преподаватели школ бизнеса рекомендуют геймификацию для управленцев среднего и высшего звена. Практика показывает, что такие специалисты «перенасыщены» традиционным обучением, они привыкли и часто воспринимают обучение как новую информацию, а не возможность увидеть свои ошибки и измениться личностно.
Геймификация повышает эффективность обучения и мотивацию к получению новых знаний.
Что дает геймификация
- Развитие коммуникационных навыков. Игровые техники помогают получать базовые знания и развивать «мягкие навыки»: лидерство, креативность, умение сотрудничать, коммуникабельность.
- Эффективное обучение. Постоянная вовлеченность в игровой процесс способствует долгой концентрации и лучшему запоминанию. Как следствие – большие объемы информации усваиваются быстрее.
- Практические знания. В отличие от стандартной схемы «лекция + лабораторная работа» в геймификации всё с точностью наоборот. Сначала идет практика, а затем – самостоятельные выводы на основе реального опыта.
- Мотивация. Геймификация помогает преодолеть такие «кризисные» моменты в обучении, как игнорирование тестовых и письменных заданий, потеря интереса и мотивации.
- Качественное тестирование и проверка знаний. Игротехники позволяют глубже оценивать возможности и потенциал участников.
Примеры использования эдьютейнмент
- Онлайн-игры, которые имитируют построение реального бизнеса. В таких играх учтено все: от рождения идеи до превращения такой идеи в крупную компанию и управление ею.
- Система очков, рангов и бонусов, шкалы прогресса вместо оценок. Они выдаются/выставляются за активность или успехи в образовании, за прохождение уроков и тестов и т.д.
- Моделирующие игры в группах. Интенсивный формат взаимодействия студентов в рамках большого бизнес-кейса или нескольких кейсов. По ходу игры изначальные условия кейса могут меняться. Например, студенты разделены на две группы – конкурирующие компании в одном сегменте рынка. В процессе игры ведущий сотрудник одной из компаний решил «уволиться» или «уйти к конкуренту», что молниеносно меняет соотношение сил в игре. Такое решение не было предусмотрено сценарием, но оно позволило вскрыть и проанализировать проблемы взаимодействия участников.
Надо сказать, что геймификация более актуальна для онлайн-активностей, т.к. на офлайн тренингах и мероприятиях есть «живое» общение, которое держит людей в тонусе и активе. Сидя же дома, попивая кофе, тяжелее вовлечь себя в обучение – будь это английский язык, билеты для сдачи на водительские права, бизнес-темы, творчество или еще что-либо.
Где учиться бизнесу играючи
- Школы бизнеса. Они активно внедряют идею геймификации в образовательный процесс. Это программы МВА, предпринимательские и корпоративные программы, тренинги.
- Учебные центры, работающие только в онлайн-среде. Например, площадка Puzzle English.
- Учебный и просветительские онлайн-проекты. Например, некоторые программы обучения Нетологии, Универсариума, Лекториума. На подобных площадках, конечно, преобладают классические программы, но есть и игровые.
- Онлайн-платформы для обучения. Например, игровые курсы можно отыскать на Coursera, 4brain, Udemy.