Как выбрать бизнес-школу

Поиск хорошей бизнес-школы и оптимальной программы МВА – дело, требующее внимания к деталям. Несомненно, важны очевидные критерии: цена, длительность, формат программы MBA. Однако сложность выбора, как правило, таится в нюансах – «Как выбрать одну из двух похожих учебных программ? МГУ или РАНХиГС? Насколько важно наличие международной аккредитации?». Мы решили рассказать о деталях и подводных камнях выбора учебной программы MBA.

Рекомендации друзей

Один из мощнейших мотивов выбора бизнес-школы – рекомендация друга.

Обязательно узнайте, почему ваш знакомый рекомендует конкретную школу/программу. Если он/она учился в той школе, то вам повезло втройне – вы можете узнать всё из первых уст. Как построено обучение, какие преподаватели хорошие, а какие нет; где студенты бывают и знакомятся помимо групповых занятий; как лучше делать дипломный проект и так далее.

Если рекомендатель лично не учился в школе, попробуйте выйти на его друзей, которые учились. Если это невозможно, то может рекомендация не так значима?!

Однако! Любые рекомендации мы советуем проверять. Например, прийти на день открытых дверей или даже пройти краткосрочную программу в этой же бизнес-школе. Попробовать кусочек, так сказать.

Смотрите наше расписание ближайших наборов на MBA и дней открытых дверей. Если вы не найдёте в нашем списке желаемой бизнес-школы, зайдите на сайт школы и свяжитесь с менеджерами. Возможно, что лично вам устроят мини-экскурсию по школе.

день открытых дверей

Положение в рейтинге

Рейтинги являются одним из популярных и значимых критериев оценки бизнес-школ. Однако рейтингов российских бизнес-школ всего два. Один российского происхождения, второй зарубежного. Есть и другие международные рейтинги, но в них российских школ катастрофически мало.

Вот какие вопросы появляются у людей:

Выбираю между школами МИРБИС и экономическим факультетом МГУ. Почему ЭФ МГУ отсутствует во всех международных рейтингах?

Выбираю MBA среди топовых российских школ. Есть два важных условия, которые…

Итак, в российской среде фигурирует несколько рейтингов, включающих российские программы:

  1. Народный рейтинг опирается на отзывы выпускников. Никаких экспертных оценок, комиссий и голосований деканов.
  2. Рейтинг Eduniversal имеет почти научную методологию и опирается на экспертную оценку школ. Сначала определяется значимость страны в мире и квота мест для бизнес-школ, затем школам присваиваются «пальмы первенства», а после деканы ранжируют школы.
  3. Рейтинг Executive MBA от Financial Times оценивает только программы. Две попавшие туда школы из России – российские только на 50%, т.к. являются совместными проектами с зарубежными школами. Такое партнерство – действенный способ быстро попасть в международные рейтинги бизнес-образования.

Больше российские школы ни в какие рейтинги не входят (по состоянию на 2018 год).

Рейтинги действительно важны, но чаще всего они оценивают школу целиком. А люди выбирают конкретную программу – медиабизнес, логистику, нефтяное дело и прочее. Тут, увы, рейтинги не сильно помогут. Школа может быть с историей, а программа новая и необкатанная. Поэтому важно читать учебные планы, ходить на дни открытых дверей, общаться с преподавателями.

Второй минус – топовые места в рейтингах занимают школы, которые делают очное обучение. Если вы решили учиться дистанционно, рейтинги вам не помогут.

Народный рейтинг

Наличие аккредитаций

С этим связано максимальное количество вопросов от тех, кто выбирает MBA:

Хочу учиться дистанционно, выбираю между EMAS и Синергией. Я понимаю, что аккредитация очень важна, и она есть у Синергии. У EMAS выше места в рейтингах, но нет аккредитаций. Хочу разобраться, какую школу стоит выбрать?

Выбираю программу MBA. Нашла в МГУ программу по управлению государственными проектами, однако МГУ не аккредитована AMBA. Стоит ли туда поступать?

Выбираю MBA, интересны МИРБИС и ИДАБ ГУУ. Смущает, что у ИДАБ ГУУ нет аккредитации AMBA. Они говорят, что имеют некий сертификат IFA и утверждают, что он дает международное признание программы. Скажите, что это за сертификат — IFA?

Аккредитация не обязательна, но считается атрибутом престижа. Аккредитации подлежат как школы бизнеса, так и отдельные программы. Существуют десятки национальных и международных аккредитаций, но к самым престижным относят АМВА, AACSB и EFMD. В России лишь немногие школы и программы имеют аккредитации EFMD и AMBA. Учебных заведений с аккредитацией AACSB в России и странах СНГ нет.

Три полученные аккредитации (AMBA, AACSB, EFMD) называют «тройной короной». В 2018 году только 84 бизнес-школы со всего мира имели «тройную корону».

Чтобы получить топовую международную аккредитацию, школа должна иметь современную инфраструктуру, внедрять эффективные формы обучения, проводить строгий отбор поступающих. Ряд требований выдвигают и к преподавательскому составу. Важно, чтобы учебное заведение имело прочные международные связи, например, принимало иностранных студентов или организовывало учебные модули за рубежом. Получение топовой аккредитации – это долгий и дорогостоящий процесс, но это и причина ценности аккредитованных школ и доверия к ним со стороны учащихся.

Помимо международных аккредитаций любая программа дополнительного образования в России может получить аккредитацию НАСДОБР. По состоянию на март 2019 года только 18 школ из РФ имеют данную аккредитацию.

Аккредитация НАСДОБР

Тщательный отбор участников

Лучшие школы пристально относятся к поступающим на МВА. Однако в России конкурсы существенно слабее, чем за рубежом. Если у вас есть высшее образование и стаж больше двух лет (а лучше пяти), то остальные требования – формальность. Да, нужно написать эссе, предоставить пару рекомендаций и пройти собеседование с приемной комиссией, но это похоже больше на проверку адекватности и готовности учиться.

Главное требования к учащимся – платежеспособность.

Попробуем сравнить подход бизнес-школ в России и в США. Конечно, это сравнение наиболее актуально для очных программ.

США Россия
В топовых бизнес-школах США много иностранных студентов и школы тщательно следят за межнациональным балансом. Так, группа из одних американцев считается «плохой», а группа, где студенты более чем из пяти стран, считается «хорошей». В российские бизнес-школы едет существенно меньше иностранных студентов, даже с учетом жителей СНГ. Поэтому задача национального разнообразия учебных групп не стоит. Большая удача, если вы попадете в группу с казахом, белоруссом, грузином и парой китайцев.
Некоторые рейтинги при оценке школ учитывают такой критерий как «гендерный баланс». По текущей статистике мужчины чаще идут на MBA. Поэтому идеальный процент женщин балансирует в районе 20-55%. В зависимости от тематики MBAпрограммы. У нас нет закулисных данных о гендерном балансе при наборе групп (если появятся, мы допишем тут). Однако на сайтах школы не пишут о том, что они хоть как-то об этом заботятся.
Чтобы поощрить некоторые категории студентов, школы вводят стипендии и гранты. В США это распространенная и повсеместная практика, и позволяет формировать разнородные группы. Например, иностранные студенты могут подавать заявления на дотации (иногда уровень дотаций зависит от уровня жизни в родной стране). В России с грантами и стипендиями глухо.

Гранты у нас уже прижились – Сколково и ряд других школ проводят розыгрыши, также на выставках бизнес-образования можно их выиграть.

Стипендий в России почти не наблюдается. Зато есть скидки, налоговые вычеты и рассрочки. По сути, у нас работает другая финансовая модель, ибо стипендия – это та же скидка, но названная по-другому. Но все равно, дифференциация цен для студентов разных категорий у нас непопулярна.

Схожесть российского и зарубежного подхода состоит в том, что группу пытаются собрать из людей близкого статуса: менеджеры низшего/среднего звена, топ-менеджеры, владельцы бизнеса. Есть мнение, что однородный состав и уровень опытности студентов делает обучение интереснее и эффективнее. В ровных по составу группах поднимается проблематика, интересная для всех участников.

Счастливые выпускники бизнес-школ

Современные программы и методы обучения

Во время обучения используются разные методики: презентации, симуляции, бизнес-игры, лекции, видеоролики, вебинары и прочее. Прочитав учебный план, невозможно понять актуальность методов и учебных материалов. Только отзывы студентов, прошедших MBA, и разговоры с преподавателями помогут понять уровень современности учебных программ.

Много разговоров идет о подходах case studies — эффективны ли сейчас кейсы 20-летней давности? Мир быстро меняется и то, что работало вчера, сегодня уже умерло (либо людям стало не нужно, либо пришел Uber/Bookingи заменил целую индустрия приложением в телефоне). Идут полемики о том, можно ли учиться на собственных, текущих кейсах и практические домашние работы выполнять в своем бизнесе – внедрить новую мотивационную систему для продажников, выстроить KPIи т.д.

Что мы советуем узнать при выборе MBA:

  • какие кейсы используются в процессе, кто пишет, какой они давности, про какие бизнесы;
  • будут ли «экскурсии» в компании, встречи с руководителями и владельцами этих компаний;
  • будут ли стажировки – куда, на сколько, зачем;
  • какие будут домашние задания, кто и как проверяет.

Выбирая программу МВА, не лишним будет просмотреть примеры курсовых или дипломных проектов. Как правило, уровень работ и проектов виден сразу.

Развитая коммуникационная сеть

Это то, на что практически не обращают внимание при выборе бизнес-школы и программы MBA. Обычно пытаются выяснить статус и отзывы о бизнес-школе, найти экспертную оценку обучения, а «тусовку и знакомства» считают само собой разумеющимися.

Хорошие школы бизнеса следят за развитием карьеры выпускников и поддерживают с ними связь. Кроме того, школы участвуют в создании комьюнити из студентов, выпускников, преподавателей и лекторов.

Пообщайтесь с представителями школ, спросите у них, как строится у них сообщество выпускников. Возможно, это то, что вы будете продуктивно использовать всю жизнь – закидывать студентам бизнес-задачки, находить сотрудников, партнеров, информацию.

Наличие известных преподавателей

Качество преподавательского состава оценивают по двум параметрам:

  1. практический опыт в бизнесе;
  2. достижения в научно-исследовательской деятельности;

Иногда к этим параметрам добавляется третий – международный опыт.

Каждая школа обладает неким «звездным» составом преподавателей, при этом не всегда все они преподают на конкретном курсе МВА. Посещая дни открытых дверей, уточните, кто из титулованных спикеров будет вести занятия и семинары именно в вашей группе.

Например, в City Business School в программах MBA General преподает известный маркетолог Игорь Манн, но «живых» занятий и вебинаров у него мало – большинство лекций в записи. Активное общение в процессе учебы у вас будет с другими преподавателями и практиками, а изредка можно пообщаться со «звездами».

Игорь Манн

Наличие партнерских и международных связей

Сейчас многие школы привлекают преподавателей из-за рубежа, поэтому зарубежный бизнес-опыт можно получить почти на любой учебной программе MBA. Иногда даже можно получить два диплома – российский и зарубежный. Однако стажировки есть далеко не у всех.

Международная стажировка – это мягкая альтернатива зарубежному MBA. Суть стажировки в погружении в зарубежную среду, бизнес, страну, менталитет. Идеально, если стажировка длится более 10 дней.

Смотрите наш каталог MBA программ с зарубежными стажировками.

Цены, сроки и форматы

Читайте наш обзор MBA программ 2019 года. Мы собрали программы бизнес-школ России и СНГ и подготовили что-то вроде «статистического отчета», который поможет выбрать MBA.

Автор:
Дистанционное MBA от City Business School

MBA General Intensive1 год, 57 000 руб. В курс входит одна специализация на выбор. Выдается два диплома: российский и европейский. Присваивается степень MBA.

Mini-MBA6 месяцев, 38 600 руб. В курс входит одна специализация на выбор. Выдается два диплома: российский и европейский.

Ваш комментарий