Чем отличается хороший специалист от нормального

Размышляя о поиске профессии и себя, я все время крутился вокруг одного вопроса: «как стать лучшим в своем деле?». Вопрос большой, разносторонний и глубокий. Одна из его граней — это способ выделиться из толпы, стать заметным.

Иногда в кафе я задумываюсь, давать или не давать официанту на чай. Обычно все дают и крепко не задумываются об этом, но мне хотелось разобраться.

Ситуация. Я пришел в суши-бар, заказал себе суши и чай. Меня обслужили, все принесли без задержек. Я поел, посидел, послушал музыку, написал пару сообщений друзьям в соцсеть и попросил счет. Мне его принесли. Мой визит в суши-бар практически завершен.

У меня далее вопрос не столько в чаевых, сколько в том, каков был этот официант. Это был хороший или «нормальный, обычный» официант? Очень часто приходится сталкиваться с «обычными» официантами. Они просто делают свою работу и ничего свыше. Однако изредка я сталкиваюсь с интересными официантами и кайфую от этого.

Я пытаюсь поставить себя на место официанта и почувствовать, как вести себя, что создать ощущение профессионала своего дела. Как сделать так, чтобы официант запомнился? Как вести себя, чтобы на фоне всех остальных официантов выглядеть эксклюзивно? Как получать чаевые и благодарности всегда?

Это просто наглядный пример из жизни. Проблема, конечно, не в официантах. Подобные ситуации можно найти во многих сферах и профессиях: врачи, таксисты, парикмахеры, тренеры, строители, дизайнеры, бухгалтера…

самый грубый в мире официант
Эдзел Форд Фунг — самый грубый в мире официант. Однако именно благодаря этому он стал бешено популярен и в его заведение всегда стояла очередь из желающих, чтобы им нагрубили. Китайский ресторан «Сэм Во» в Сан-Франциско давно закрылся, но официант остался легендой.

Проблема в самооценке и восприятии самих себя. Многие люди являются профессионалами своего дела, но не задумываются об отличиях от своих коллег. Некоторым это и не надо. Но если вы пытаетесь осмыслить вашу профессиональную деятельность, вам однозначно стоит определить выдающиеся черты. Поэтому важно иногда задавать себе вопросы.

Чем вы отличаетесь от «нормальных, обычных» специалистов?

Что вы делаете не так, как другие?

Найдите хотя бы пару моментов.

Со стороны видней

Мы можем многое не видеть в себе, но зато другие это могут. Доктор может не подозревать, что он отличный специалист, но пациенты могут восхищаться, рекомендовать доктора, писать отзывы на сайтах.

Если вам сложно понять свои выдающиеся черты, спросите других. Сначала ваших близких и друзей, затем можете поспрашивать клиентов или дальних знакомых. Если вы найдете для этого смелость, вы откроете массу неожиданных вещей и мнений (не всегда хороших).

Что делают хорошие специалисты «не так, как все»

Предлагаю посмотреть на простые и распространенные профессии типа таксиста, кондуктора, баристы и т.д.

Как-то раз я делал финскую визу и мне нужно было выбрать одного из оформителей. Рядом с посольством их стоит около сотни. У всех все одно и то же: услуга, цена, срок. Как выбирать — непонятно. В итоге мне одна знакомая посоветовала специалиста и сказала, после оформления всех бумаг мне дадут конфетку. И действительно, по окончании мне дали шоколадную конфетку. Прикольно. Банальная вещь и одновременно мощный способ запомниться.

Хороший таксист (в отличие от обычного) не просто везет, но еще и… Что он делает? Что для вас «обычного» таксиста превращает в хорошего? Для меня это общение. Мне нравится, когда таксисты со мной общаются, и поэтому таких водителей я всегда выделяю в отдельную категорию. Если они еще и везут быстро и надежно, то становятся лучшими из лучших в моей рейтинге.

лучший таксист
Сами Насери — известный актер, сыгравший таксиста в фильме «Такси» и «Такси 2». Возит быстро, любит свою работу, разбирается в автомобилях, да и просто неотразим.

С официантами та же история. Если они со мной общаются, пытаются узнать, что мне больше нравится в еде, как у меня настроение, как успехи на работе, что я люблю читать и при этом делают это деликатно, я радуюсь. Я люблю общительных.

Примеров можно привести множество. Теперь вы подумайте, каких специалистов вы выделяете в категорию избранных?

Кого вы считаете хорошими специалистами?

А кого считаете «нормальными, обычными» работниками?

Эти ответы могут вам подсказать, как вы сами хотели бы выглядеть в глазах других. Эффект зеркала — мы восхищаемся теми людьми, которыми сами хотели бы стать.

Пишите в комментарии

Делите ли вы специалистов на «обычных» и хороших? По каким критериям? Каким вы видите себя?

С удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Ваш комментарий