Что не нужно говорить на собеседовании
«Много, не мало» — так некоторые рассказывают о себе на собеседовании, надеясь завоевать доверие рекрутера. А как вы думаете, с каким настроем приходит рекрутер на собеседование? С каким бы не приходил, но уж точно книгу о вас он писать не будет. Ему нужно убедиться, что вы «тот самый». А для этого нужно не только рассказывать о себе, но и уметь промолчать кое о чем.
Не говорите о планах существенно изменить свою жизнь
Например, о решении начать свой стартап, переезде в другой город/страну, решении родить ребенка и прочих больших делах. Работодатель вряд ли захочет помогать вам в этом, но зато с удовольствием порекомендует вас своему конкуренту.
Иван Владимиров, «Ленин и Сталин в Разливе в 1917 году»
Не говорите обо всех неудачах и промахах на работе
Ключевая фраза — «обо всех». Не надо откровенничать — вы не у психотерапевта.
Подготовьте пару случаев неудачно принятых решений и действий по исправлению ситуации (естественно, успешном). И если вас спросят о ваших провалах, вы покажете и искренность и умение решать сложные вопросы.
Если же у вас есть проекты, которые вы завалили, молчите о них как рыба. Например, разработанное ПО, которое пришлось в итоге выкинуть и переписывать заново или финансовые ошибки с последствиями. Ни слова об этом.
Иван Айвазовский, «Девятый вал», 1850 год
Не говорите плохо о прежнем работодателе
Негативные высказывания о прошлых работодателях провоцируют HR-менеджеров или директоров на отказ. Им не хочется, чтобы в будущем вы о них так говорили, им не нужен человек с негативно-ориентированным мышлением (критикан и ябеда, тем более).
Учитесь гордиться вашими прежними местами работы (и не устраивайтесь туда, откуда потом придется уходить с разочарованием и чувством потерянного времени).
Сандро Боттичелли, «Клевета»,1495 год
Не говорите про деньги в первую очередь
Говорите во вторую очередь. Рекрутеры не дураки, они и так знают, что деньги вам нужны. Они понимают, что зарплату надо будет оговорить — и они это сделают. Ваша задача — показать свою сильную позицию в переговорах (а выставление денег на первый план — это ваш эгоизм, который бьет по эгоизму работодателя).
Что можно и нужно сделать, так это грамотно подчеркнуть ваши сильные стороны и вашу пользу компании (во-первых) и предложить работодателю условия, на которых вы согласны работать (во-вторых). Важна последовательность — сначала польза, потом деньги.
Если коснуться еще одного аспекта денег, то я бы воздержался от хвастовства своими заработками не на работе. Например, если вы хороший куш сорвали на фондовой бирже, лучше промолчите. Оставьте это для друзей и родственников.
Борис Кустодиев, «Купец», 1918 год
Не рассказывайте о всех своих хобби
Говорите только о тех, которые будут косвенными плюсами на данной вакансии. Веб-дизайнерам, например, можно рассказать об увлечении валяния валенок и варки мыла (а о любви к охоте лучше промолчать). Менеджерам вполне можно упомянуть о своей любви к игре на театральной сцене (актерские способности в работе с клиентами ох как нужны!)
Также всегда есть ряд нейтральных хобби: спорт, загородные поездки, семья, отдых с друзьями (если это вообще подпадает под понятие «хобби»).
Также есть ряд занятий, о которых на собеседовании не стоит говорить вообще: бизнес-проекты, бои без правил, азартные игры, политическая деятельность.
Сальвадор Дали, «Великий Мастурбатор», 1929 год
Общее правило: говорите о деле
Возможно, я забыл указать что-то важное, о чем ни в коем случае нельзя говорить на собеседовании. Все это входит в этот пункт. Говорите о деле и не надо на собеседовании трепаться попусту.