Профессия продакт-менеджер в ИТ
Продакт-менеджер – это специалист, отвечающий за разработку и вывод на рынок нового продукта. Он участвует во всех этапах работы над IT-продуктом и в том числе в развитии продукта после реализации.
В качестве продуктов в сфере IT могут выступать сквозная аналитика, решения для автоматизации бизнес-процессов (маркетинг, HR, производство и т.п.), e-commerce проекты и маркетплейсы, системы «умный дом», различное ПО и многое другое.
Как правило, в обязанности продакт-менеджера входит:
- исследование рынка на предмет необходимости новых продуктов;
- формирование стратегии развития продукта (road map);
- расчёт бюджета на создание, продвижение;
- расчёт рентабельности продукта;
- определение задач для участников продуктовой команды;
- создание product backlog;
- A/B-тестирование;
- создание, обновление и мониторинг дашбордов продукта;
- запуск MVP;
- контроль после внедрения (обучение методам продажи, презентации, сбор фидбеков от покупателей).
Если обобщить, то продакт-менеджер занимается одновременным решением задач бизнеса и удовлетворения пользователя, обеспечивает успех продукта со всех точек зрения.
В каких сферах помимо ИТ работают продакт-менеджеры
Помимо IT-сферы продукты создаются и запускаются почти во всех сферах:
- медицина (выпуск лекарств или мед. оборудования),
- продовольственный рынок (новая еда и напитки),
- промышленность,
- производство одежды и обуви (вывод новых коллекций),
- косметика и так далее и так далее.
Требования к продакт-менеджеру
Профессия продакт-менеджера подразумевает знание продакт-менеджмента и аналитики. Специалист должен понимать сферу рынка, в которой работает продукт, и иметь управленческое мышление.
В требования к Junior product-менеджеру (ассистенту) могут входить:
- умение работать с большим количеством информации, систематизировать и анализировать её;
- знание основ маркетинга и его метрик (LTV, ROI, CAC и других);
- знание особенностей разных методологий разработки: Scrum, Kanban, Waterfall и т.д.;
- понимание UX, желательно знание Figma или Marvel;
- уверенное владение ПК (MS Office, 1C);
- владение английским языком на уровне Upper Intermediate (умение говорить, вести деловую переписку);
- знание графических редакторов.
К продакт-менеджеру с опытом могут предъявляться следующие требования:
- владение SQL, Python;
- опыт работы с системами аналитики (Firebase + BigQuery);
- владение методами Data Science;
- умение оперировать концепцией Jobs To Be Done;
- умение составлять Customer Journey Map;
- знание методологии Project Management.
Как стать продакт-менеджером в ИТ
Как дисциплина Product Management в вузах и колледжах не преподается, но число курсов и семинаров, специально для развития навыков PM с каждым годом растёт. А многие крупные компании даже проводят собственное обучение будущих специалистов своей сферы. Так что стать продакт-менеджером может каждый член команды, разрабатывающей продукт.
Есть важное условие, при котором перечисленные специалисты могут стать product-менеджерами: наличие в характере «управленческой жилки». Главные hard skills продакт-менеджера: бизнес-аналитика, маркетинг, UX-проектирование. Остальные знания добираются в процессе работы и самообучения.
Если осваивать профессию с нуля, то желательно получить высшее образование — по специальности «Менеджмент» или «Экономика», а затем пройти дополнительные курсы по управлению продуктом. Кстати, на нашем сайте – enjoy-job.ru – вы можете подобрать онлайн-курсы.
Карьерный рост
Продакт-менеджер может двигаться по карьерной лестнице как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении:
- вертикальное направление предполагает позицию в компании рангом выше – директор по маркетингу, General Manager (руководитель группы продакт-менеджеров);
- горизонтальное направление – это смена группы продуктов и их предметной области (b2b, VR, Growth, руководитель проектов и так далее), что, как правило, свойственно именно для сферы IT.
И в том, и в другом случае можно дорасти до директора по продуктовому направлению или директору по развитию.
Зарплата IT-продакт-менеджера
В среднем продакт-менеджер зарабатывает около 104 000 рублей в месяц. Не так много по сравнению с некоторыми программистами или аналитиками, но перспективы и карьерный рост у менеджерского состава сильнее.
- Ассистент продакт-менеджера зарабатывает от 25 000 до 50 000 рублей в месяц.
- Продакт-менеджер с опытом 1 до 3 лет – от 50 000 до 120 000 рублей в месяц.
- Senior продакт-менеджер – от 120 000 до 200 000 рублей в месяц.
С кем продакт-менеджер взаимодействует по работе
Поскольку этот специалист участвует во всех этапах создания, внедрения и продаж продукта, он взаимодействует со всеми членами продуктовой команды: seo-специалистами, командой разработки, стейкхолдерами, маркетологами, командой техподдержки, а также с партнерами, инвесторами и первыми клиентами.
Где пройти обучение
Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.
Учебный центр НИИДПО приглашает вас пройти дистанционное обучение по программе «Менеджер по развитию ИТ-продукта». При необходимости можно найти похожий курс, но с двойной специализацией или наоборот укороченный для повышения квалификации. Имеется образовательная лицензия, рассрочки.
