Рынок онлайн-образования стремительно растет, предлагая студентам как профессиональные программы, так и не слишком качественные продукты. По этой причине мы подготовили 6 критериев, которые помогут выбрать хорошую дистанционную МВА. Заодно мы пообщались с тремя бизнес-школами, развивающими онлайн-программы MBA.
1. Преподавательский состав
Квалификация педагога должна соответствовать уровню МВА, в идеале любой преподаватель – это одновременно и теоретик, и практик. Теоретическая часть предполагает наличие у педагога публикаций, исследований. Что касается практики, то это участие в бизнес-проектах и консультационная деятельность.
Также важно участие в учебном процессе сильных практиков. Периодически бизнес-школы приглашают владельцев бизнеса и опытных руководителей на отдельные онлайн-занятия.
Поэтому при выборе школы стоит уточнить, кто будет вас учить, давать теорию, практику, проверять тесты.
2. Учебные материалы и занятия
Учебная программа должна быть разработанной и адаптированной под дистанционное обучение. Это структурированный и детально проработанный курс с интерактивными элементами и качественными видеоматериалами, отснятыми в студии. Записи лекций, семинаров, презентации, текстовые материалы дополняют основные уроки.
Будний день на съемочной площадке City Business School. Так создаются видео материалы для программы MBA General.
Второй момент – актуальность онлайн-курса и наличие в нем насущных для российского предпринимателя и управленца тем. Это трудно понять до поступления в бизнес-школу, но перед поступлением стоит ознакомиться с учебным планом и задать вопросы о составе различных модулей обучения.
Студийная площадка M&MU Business School
3. Демо-доступ
Можно ли «попробовать» MBA? Демо-доступ может включать в себя какой-либо модуль или быть ограниченным по времени. Прекрасно, если демо будет полноценным кусочком обучения, в котором будут доступны лекции, видеоматериалы, рассылка, тесты, участие кураторов, спикеров и т.д.
4. Поддержка процесса
В дистанционном обучении важно информационное и техническое сопровождение процесса. Эту функцию выполняют администраторы курса или тьюторы, которые курируют учебу, помогают с техническими трудностями, отвечают на организационные вопросы. Бизнес-школа не должна оставлять студента в информационном вакууме.
5. Коммуникации с преподавателями и студентами
Есть ли общение с преподавателями и студентами? Проводит ли школа вебинары и видеоконференции, где каждый студент может задать преподавателю вопрос и пообщаться в прямом эфире? Есть ли взаимодействие с педагогами и студентами внутри «социальной сети» школы бизнеса?
Эти вопросы стоит задать бизнес-школе, в которую вы решили поступать.
6. «Живые» встречи
Достаточно редко школы организуют очные встречи с преподавателями во время дистанционного обучения. Зато распространенная практика – дни открытых дверей, где можно познакомиться и пообщаться с педагогами, тьюторами, студентами курса. Часто можно приехать на очное вручение дипломов.
Также можно встретить в составе дистанционных программ очные стажировки. Иногда такие стажировки продаются в дополнении к основной учебной программе.
Общие рекомендации
Помимо специфических критериев, есть еще ряд стандартных моментов, которые одинаково применимы при выборе и full-time обучения, и дистанционного МВА. Это наличие аккредитаций у школы, положительные рекомендации, рейтинг бизнес-школы, стоимость и длительность обучения, наличие образовательной лицензии.
Частые вопросы про дистанционное MBA
Где проходит дистанционное обучение?
Подобное обучение ведется через интернет и использует различные каналы связи — соцсети, мессенджеры, но чаще всего системы дистанционного обучения (СДО): специальные программы, внутри которых проходит учебный процесс, ведется статистика и результаты учебы, общение с преподавателями и кураторами, а также документооборот.
Как организован процесс дистанционного обучения?
Как правило, за 1-2 недели до старта обучения школа бизнеса присылает студенту доступ в СДО (логин и пароль). Иногда вместе с этим высылает комплект из аудиовизуальных и текстовых материалов. Это бывает полезно, если интернет медленный или не всегда есть к нему доступ.
Последующее обучение состоит из видеолекций, решения бизнес-задач и кейсов с другими студентами, общения на форумах, участия в групповых дискуссиях, вебинарах и видеоконференциях, разных видов тестирования и т.д.
Все учебные материалы размещаются в СДО. Их можно просматривать онлайн или скачивать в формате pdf. Кроме СДО, школы бизнеса часто размещают видео на YouTube и других видеохостингах.
Когда стартует обучение?
Чаще всего, студенты сами выбирают удобную дату для начала обучения. Вместе с тем, школы бизнеса могут рекомендовать студенту конкретную дату в зависимости от формирования групп по той или иной программе МВА.
Это одно из основных отличий дистанционного и очного обучения. При очном формате дата начала жестко фиксирована, тогда как при дистанционном формате дата начала «плавает».
Есть ли необходимость в личной явке в бизнес-школу?
Студенты могут приехать в школу бизнеса для подписания договора, а также для того, чтобы забрать диплом. Некоторые бизнес-школы практикуют защиту выпускной работы в очной форме. Тем не менее, все это можно с легкостью решить онлайн или по почте.
Как студенты общаются с преподавателями?
На протяжении всего учебного процесса студенты задают вопросы преподавательскому составу и получают на них ответы через форму обратной связи. Кроме того, дистанционные программы МВА предусматривают частые видеоконференции. В ходе них студенты могут общаться с преподавателями и другими студентами в режиме реального времени.
Очные встречи с лекторами предусмотрены только на очных и очно-заочных программах.
Как организованы практические занятия?
Практические занятия на учебной программе МВА подразумевают моделирование и решение бизнес-кейсов (реальных ситуаций из деловой среды), а также работу с бизнес-тренажерами. После разбора каждого кейса студенту будет предложено ответить на ряд вопросов и разработать план выхода из сложной ситуации.
Как проходит тестирование и сдача экзаменов?
В большинстве школах бизнеса дистанционное обучение предусматривает сдачу теста по окончанию каждого курса или модуля. Итоговое тестирование проходит по окончанию всей учебной программы. Далее идет написание эссе по специализации и защита дипломной работы. Перед началом написания дипломной работы за каждым студентом закрепляется наставник. Он смотрит черновые варианты работы, дает рекомендации и советы.
Помимо самой дипломной работы, для ее защиты студенту может понадобиться видеопрезентация, презентация в PowerPoint и другие демонстрационные материалы. Сама защита может проходить как в онлайн, так и в офлайн режиме.
Предоставляют ли школы дедлайны в ходе дистанционного обучения?
Школа определяет только рекомендованную дату окончания обучения. Эту дату можно перенести по желанию студента. Во время так называемого академического отпуска доступ в личный кабинет СДО блокируется. Некоторые бизнес-школы предоставляют короткие перерывы в обучении. В основном, на срок до двух месяцев.
Можно ли учиться на дистанционной программе МВА, находясь в другой стране?
Да, можно. Для этого необходимо иметь только доступ в интернет.
Как правило, обучение на дистанционных программах МВА осуществляется на русском языке, но бывают и англоязычное обучение. Электронные материалы, связанные с бухгалтерским учетом и правовой поддержкой, опираются на российское законодательство и стандарты.
Существуют ли офлайн сообщества студентов?
Нет, но практикуются различные очные мероприятия: конференции, семинары, дни открытых дверей и т. п.
При этом существуют закрытые онлайн-сообщества, где студенты общаются, помогают друг другу, знакомятся, ищут себе работу или сотрудников и т. д.