Тренды онлайн-бизнес-образования: что ждать осенью 2020

Тренды онлайн-бизнес-образования: что ждать осенью 2020

Расскажем о том, какие тренды будут определять бизнес-образование формата онлайн осенью 2020 года и на ближайшие год-два.

Онлайн-образование развивается очень быстро. Связано это и с ростом спроса, и c ростом предложения, и с пандемией. С одной стороны, сверхзанятый современный человек предпочитает учиться в удобном формате и темпе, а потому все чаще выбирает онлайн-обучение. С другой стороны, онлайн-школ, университетов, курсов в интернете много, конкуренция вынуждает их постоянно предлагать потенциальным студентам что-то новое, актуализировать не только учебные материалы, но подходы к обучению и инструменты.

Коронакризис стал очередным катализатором развития бизнес-образования. У людей появились:

  • вопросы к офлайн-формату работы и учебы, который небезопасен для здоровья,
  • свободные часы для получения новых знаний и навыков,
  • опасения, что из-за масштабных сокращений, которые проводят многие компании в рамках оптимизации расходов, будет сложно удержаться на нынешнем месте работы, и еще сложнее — найти новое.

Бизнес-образование тоже все больше уходит в онлайн по объективным причинам:

  • экономия времени,
  • учеба без отрыва от работы (а значит, с меньшими рисками для карьеры),
  • относительно низкая стоимость обучения при том, что качество знаний на уровне среднеотраслевого.

Есть и субъективная причина востребованности, даже популярности бизнес-образования в форме онлайн. Работодатели все теплее воспринимают дипломы и сертификаты с пометкой «дистанционно».

Микро-компетенции на смену фундаментальным знаниям

Микро-компетенции становятся востребованными образовательными единицами. Это больше не объемные «знания» или «специальности», полученные на долгосрочных курсах и программах, а навыки формата «бери и делай»: тайм-менеджмент, ораторское мастерство, владение Excel, digital-английский. На знакомство с ними требуется немного времени, а на выходе человек получает готовый навык и опыт решения практических заданий.

При желание микронавыки можно объединить в образовательные «комбо-продукты» или «конструкторы», которые будут складываться в образовательный профиль и адаптироваться к потребностям каждого отдельно взятого студента.

Но и как самостоятельные единицы микро-навыки будут востребованы: уже сейчас некоторые образовательные платформы за рубежом предлагают «цифровые значки» (digital badges), которые студенты могут получить, освоив микро-навык.

Микро-курсы под каждый микро-навык Цифровые значки предлагает американская платформа Credly

Похожий принцип действует в социальной сети для профессионалов Linkedin, которая в прошлом году запустила образовательную платформу с последующей оценкой полученных навыков (Skill Assessment).

Микро-навыки появляются в арсенале и российских бизнес-школ, например, у City Business School есть короткие курсы с упражнениями, тестами и отработкой навыков.

Мини-курсы от City Business School 56 мини-курсов, направленных на решение конкретных образовательных задач. По итогам прохождения курса — сертификат.

Партнерства компаний и бизнес-школ

Идея не нова, но адаптируется к новой реальности. Бизнес-школы заинтересованы в результативной учебной практике для своих студентов, компании — в сотрудниках, которых не надо дополнительно обучать и переобучать. И те, и другие осознают, что создание партнерских программ выгодно выделяет их среди конкурентов. Собственно, процесс уже идет: среди преподавателей бизнес-школ много практикующих топ-менеджеров, а в топовых компаниях работают успешные выпускники бизнес-школ.

Более того, компании в партнерстве с бизнес-школами будут выстраивать не просто совместные обучающие программы и налаживать обмен экспертами. Целью станет построение учебных экосистем — с удобным поиском по материалам, интуитивно-понятным интерфейсом, адаптивными механизмами передачи знаний, встраиваемыми в учебу профессиональными задачами.

Интеграция обучения в рабочие процессы

Если раньше сотрудники находили время, силы и мотивацию на то, чтобы получать бизнес-образование, в том числе онлайн, то в ближайшее время работодатели и образовательные проекты будут встраивать учебу в рабочую среду.

В интересах всех трех сторон курсы адаптируются к профессиональным задачам, а результаты обучения привязываются к ключевым показателям. Прежде сотрудники шли учиться в ответ на профессиональный и карьерный запрос, но в дальнейшем учеба будет сразу влиять на результаты работы  положительно и наглядно, тем самым усиливать мотивацию.

Пока процесс еще выстраивается, удобным вариантом встроить обучение в рабочий процесс без вреда для личной жизни и отдыха, остается модель обучения по подписке. Так, в City Business School есть программа «MBA по подписке», которая позволяет получить бизнес-образование в индивидуальном темпе.

Симуляции, игры и виртуальный учебный опыт

Игроки рынка дистанционного бизнес-образования, которые уже конкурируют на уровне «полезно/необходимо/престижно», начнут соревноваться на уровне «интересно». Впрочем, это соревнование уже началось.

Длинные инструкции, скрины-«простыни» из учебников, презентации с поднадоевшими графиками перестанут работать. Конкурентные преимущества получат те школы и университеты, которые сумеют быстро внедрить чат-ботов, иммерсивные симуляторы, деловые игры с виртуальной и дополненной реальностью, квесты на освоение профессиональных навыков и другой не просто обучающий, но вовлекающий опыт.

Иммерсивные симуляторы — обучающие игры, максимально похожие на рабочую среду с разнообразными вариантами взаимодействия студента с учебным материалом.

Так, студенты и абитуриенты City Business School уже сейчас могут пройти интерактивный квест «Карьерная страшилка», который помогает определиться с траекторией развития и составить карьерный план.

Активное использование искусственного интеллекта

Если в течение последних 2-3 лет искусственный интеллект (ИИ) был, скорее, инструментом создания и привлечения внимания к образовательным продуктам, то в 2020-м наступит новая для него эра. Причина все более повсеместного распространения технологии — в том, что расходы на внедрение искусственного интеллекта снижаются, а использовать и дорабатывать технологию под внутренние нужды становится всё проще.

Вариантов применения ИИ в дистанционном бизнес-образовании много:

  • чат-боты в роли участников рабочего процесса — клиентов, заказчиков, коллег, «покупателей, участников проекта, сотрудников госструктур и других персонажей, грамотное общение с которыми — как репетиция успешного выполнения профессиональных обязанностей;
  • учебные платформы, адаптирующиеся к особенностям каждого студента (его сильным и слабым сторонам личности, скорости выполнения заданий и изучения материала, дисциплинированности);
  • системы наставничества и карьерного консультирования, опирающиеся на искусственный интеллект;
  • объективная оценка знаний;
  • использование аналитики для отбора студентов и корректировки их учебной траектории.

Персонализация обучения

Студентам, записавшимся на один и тот же курс, учебная платформа будет предлагать разные материалы на основании поведения, учебной производительности и сведений из профиля (в том числе имеющегося профессионального опыта). Уже скоро платформы будут отслеживать учебный прогресс с помощью тестирования студентов и их взаимодействия с искусственным интеллектом, а затем «выдавать» учебные материалы в видео-, аудио-, текстовом или игровом формате, опираясь на личные предпочтения.

Персонализация обучения станет эффективным способом не просто улучшить результаты обучения, но увеличить вовлеченность, а значит, и процент завершенных курсов («брошенные» курсы — одна из проблем онлайн-обучения).

Акцент на цифровизацию в программах МВА

Цифровизация, интернет вещей, big data и искусственный интеллект все сильнее влияют на то, как компании создают ценность для клиентов. Выпускникам бизнес-программ не обязательно быть инженерами, аналитиками или программистами, но они должны уметь фильтровать большие объемы информации и находить там ценные данные.

Отвечая вызовам времени и реагируя на возросшую конкуренцию, бизнес-школы онлайн и офлайн-формата будут активно добавлять digital-блоки в свои учебные программы и курсы. Например, программах MBA General и MBA Intensive от City Business School есть модуль «Цифровые технологии». Кроме того, школа предлагает специалистам и руководителям отдельные программы МВА «Digital для руководителей» и «Директор по Digital-маркетингу», которые помогают органично проходить и проводить digital-трансформацию в компаниях.

Автор:
Дистанционное MBA от City Business School

MBA Intensive1 год, 70 800 руб. В курс входит одна специализация на выбор. Выдается два диплома: российский и европейский. Присваивается степень MBA.

Mini-MBA6 месяцев, 38 600 руб. В курс входит одна специализация на выбор. Выдается два диплома: российский и европейский.