Как написать резюме

Я решил раскрыть в одной статье большую тему, но сразу споткнулся об очевидную вещь. Вообще говоря, резюме написать достаточно просто — нужно зарегистрироваться на любом сайте трудоустройства и заполнить пошагово все графы резюме. Казалось бы, чего может быть проще!?

Проблема, конечно же, в нюансах и деталях. Важно, что и как вы пишете о себе, а не то, с помощью какого редактора или сайта. Также важно не наделать кучу ошибок.

Уже несколько лет я занимаюсь карьерным консультированием и составляю людям резюме и постоянно вижу кучу однотипных ошибок. Люди пишут неграмотно, используют сложнейшие фразы из должностных инструкций, пишут о том, что к делу вообще не относится, не понимают, какую работу они хотят найти и так далее.

Поэтому в этой статье я кратко пройдусь по основным правилам написания резюме на работу и затрону некоторые нюансы.

Зачем необходимо резюме

Основная задача резюме — получать хорошие приглашения на собеседования.

Прочитав резюме, никто не приглашает сразу на работу. Сначала приглашают на личную встречу и уже после нее решают, работать с вами или нет. Поэтому я расскажу о том, как написать хорошее резюме, а не какое попало.

как написать резюме

Структура резюме

В резюме должны быть следующие информационные блоки:

  1. ФИО и контактная информация.
  2. Цель (желаемая должность).
  3. Профессиональные навыки.
  4. Опыт работы.
  5. Образование.
  6. Дополнительная информация (не обязательный раздел).

Желательно эти разделы располагать именно в такой последовательности. Хотя можно блок навыков перенести вниз и поставить после образования. Так делают многие сайты трудоустройства.

Однако я считаю приведенную структуру выигрышной, и лично я именно ее выбрал бы для написания резюме, т.к. после ФИО идут ваши навыки, которые говорят работодателю: «я подхожу под вашу вакансию». Конечно, вам нужно описать свои навыки так, чтобы они идеально подходили под желаемую вакансию. Чтобы добиться этого, смотрите, как работодатели описывают требования к кандидату и пишите их же словами.

структура написания резюме

ФИО и контактная информация

Я рекомендую ФИО делать главным заголовком резюме.

Частая ошибка. Иногда я встречаю в резюме крупные заголовки «Резюме». Мне непонятно, зачем писать очевидные вещи!? Информации много, места на странице мало, а тут еще эти нелепые фразы…

В контактную информацию нужно и, как правило, достаточно включить:

  • Телефон.
  • E-mail.
  • Город проживания.
Частая ошибка. Указание чрезмерного количества контактов — нескольких телефонов, е-мейлов, скайпа, аккаунта фейсбук, icq и т.д. Оставляйте только один телефон, только один е-мейл и убирайте все лишнее.

Цель (желаемая должность)

Раздел заполняется на ваше усмотрение. Если его нет в резюме, то обязательно напишите о ваших пожеланиях в сопроводительном письме.

Если вы решили указать желаемую должность, пишите только одну.

Ошибкой считается указание целого перечня позиций (из практики я помню случай упоминания аж 7 близких по смыслу должностей).

Профессиональные навыки

В данный раздел нужно включить ваши навыки, знания и личностные качества. Желательно сделать от 5 до 9 пунктов (чтобы было ни мало, ни много). Если вы очень-очень опытный специалист, можете сделать 10 пунктов, но это предел.

Частая ошибка. Список навыков не соответствует желаемой вакансии. Люди указывают либо лишние умения, либо пишут непонятными фразами, либо еще как-то искажают смысл.

Например, в вакансии требуется опыт работы главным бухгалтером от 3-х лет. В этом случае лучше написать в блоке профессиональных навыков фразу типа «опыт работы главным бухгалтером — ХХ лет».

Секрет того, как написать резюме на работу с высоким процентом откликов, отчасти заключается в описании ваших профессиональных навыков соответственно желаемой должности. Посмотрите 5-7 вакансий, которые вам нравятся, и изучите, ЧТО требуют работодатели от соискателей и КАК они пишут об этом. Затем их же словами опишите свои навыки. Конечно, один в один не получится использовать их слова, но близко — вполне возможно. Это и нужно сделать. Это даст нужный вам результат.

Вы можете посмотреть примеры и понять, как указывать ключевые навыки.

как написать хорошее резюме

Опыт работы

Опыт работы описывается в обратном хронологическом порядке. Последнее место работы сверху. Для каждого места работы нужно указать:

  • Дату начала и окончания работы.
  • Название компании.
  • Название должности.
  • Обязанности.

Я рекомендую описывать последние 10 лет опыта или последние 3 места работы. Может так быть, что на последних трех местах вы работали 17 лет — это нормально и пусть в резюме так и будет написано. Если же за последние 10 лет вы сменили 6 мест работы, это тоже нормально.

Частая ошибка. Бывает, что люди пишут название своей должности так, как указано в трудовой книжке (витиевато и непонятно). Например, инженер-программист 3-ей категории. Я вам скажу — забудьте про трудовую, это бухгалтерский документ и больше она никому не интересна. Называйте свою должность так, чтобы было понятно, чем вы занимались. Пишите проще.

К сожалению, здесь не привести универсальный и грамотный пример написания резюме на работу (универсальных просто не существует), но вы можете отправить мне резюме на проверку и получить комментарии для вашей ситуации.

Также иногда встречается несколько названий должностей (синонимы). Это плохой стиль и из-за этого вообще непонятно, кем вы работали. Название должности — только одно!

Важно чтобы ваш опыт работы соответствовал желаемой должности. Например, я регулярно встречаю в резюме руководителей примитивные обязанности, свойственные линейным менеджерам. Иногда вплоть до закупки канцтоваров. Нельзя так делать, т.к. это убивает образ руководителя.

Чтобы написать хорошее резюме, необходимо описать свои достижения и успехи. Достаточно указать 2-3 успеха для последних трех мест работы. Чтобы узнать подробности, читайте статью о том, как описать достижения в резюме.

написание резюме на работу

Образование

Образование нужно указать основное (высшее или среднее) и дополнительное (курсы, тренинги, сертификация и т.д.). При этом дополнительное образование указывайте только то, которое потребуется на будущей работе.

Частая ошибка. Указание тренингов личностного роста (духовные практики, гипноз, НЛП и тому подобные вещи). К личностному росту относятся двояко — кто-то уважает, а кто-то его беспредельно боится. Не рискуйте, не пишите о себе всю правду — приберегите ее до собеседования.

Дополнительная информация

Если вы что-то хотите о себе рассказать, но не знаете, в какой раздел поместить, пишите в раздел дополнительной информации. Обычно в нем пишут про наличие автомобиля и водительских прав, знание дополнительных иностранных языков (например, если вы знаете четыре языка), семейное положение и т.п.

Если вы все о себе рассказали, и этот раздел остался пустым, значит, он вам не нужен. В этом случае ничего сюда не пишите.

Правила написания резюме

Есть некоторые принципы или правила написания резюме, о которых мне хочется сказать. Подробно я изложил это в дополнении к мини-книге «7 частых ошибок резюме», здесь же я буду краток, но последователен.

правила написания резюме

Отсутствие грамматических ошибок

Есть куча разных сервисов и программ (тот же Word), которые проверят вас. Исправьте ошибки, сделайте это обязательно.

Разумный объем резюме

Лучше всего уложиться в две страницы (максимум — три). В наше время люди сильно перегружены информацией, поэтому позаботьтесь о менеджерах по персоналу — напишите о себе просто и постарайтесь уложиться на две страницы.

Лично у меня написать резюме на одну страницу получается крайне редко (только если человек мало работал), зато на две практически всегда. Я стараюсь уложиться в этот объем, и если не получается, я ищу возможности все-таки сократить объем информации. Это сложная и творческая работа, но опыт показывает, что она стоит полученного результата.

При этом надо помнить, что главная информация должна быть на первом листе (это самый важный лист вашего резюме). Представьте, что HR-менеджер распечатал ваше резюме и случайно потерял вторую страницу. Хорошо ли сделан ваш первый лист резюме? Он формирует образ нужного работодателю специалиста?

как написать профессиональное резюме

Образец — как написать резюме

Я приведу здесь один из возможных примеров написания резюме:

образец как написать резюме

Если вам нужен этот шаблон, вы можете скачать его бесплатно вместе с книгой про ошибки резюме.

Вы можете также зайти на какой-либо сайт трудоустройства, пошагово сделать резюме и затем выгрузить в формате Word. Это тоже хороший пример того, как написать резюме быстро и легко.

Последний штрих для резюме

Составляйте для каждой вакансии уникальное сопроводительное письмо. В комплекте с ним резюме будет смотреться гораздо сильнее и приглашений на собеседования будет гораздо больше.

Также читайте

На сайте вы можете найти много других статей про поиск работы, собеседование, резюме и т.п.

Мини-книга «7 частых ошибок в резюме»

В этой книге разобраны частые ошибки составления резюме — 99% соискателей делают хотя бы одну из них. Исправьте ошибки в своем резюме и это поможет найти работу быстрее.

Скачать книгу бесплатно

Автор: