Отмена интернатуры — подробности реформы медицинского образования

В России идет полномасштабная реформация системы здравоохранения. Одна из ее составляющих — вузовская и послевузовская подготовка квалифицированных специалистов. Суть перемен касается вопросов интернатуры и ординатуры, повышения квалификации, замены сертификатов аккредитационными листами, утверждения образовательных стандартов подготовки будущих врачей.

2014 год — начало реформ в медицинском образовании

Суть перемен — в стандартизации. По планам МЗ РФ обучение, послевузовская подготовка, специализация, повышение квалификации врачей, лечение, реабилитация — все, что касается медицины, должно укладываться в рамки специально разработанных стандартов. С этой целью в 2014 году был принят Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (ред. от 17.03.2017). Он регламентировал переход на систему стандартизации в обучении врачей и должен был стать основой Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования в области медицины (ФГОС). Именно по таким стандартам работают практически все высшие учебные заведения страны. Однако в медицине до сих пор его окончательного варианта не разработано. Медицину ждут постоянные изменения: отменить или оставить интернатуру или ординатуру, как выдавать аккредитационные листы, как повышать квалификацию опытным врачам и т.д.

Обучение врачей до 2016 года

Каждый выпускник медицинского вуза, имеющий за плечами 6 лет теории и диплом по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», мог выбрать, как развиваться и где работать.

Чтобы самостоятельно лечить пациентов и получить практические навыки, он был обязан поступить в интернатуру по общей специальности (терапия, хирургия, акушерство и гинекология) или на конкурсной основе в ординатуру, на одну из узких специальностей по своему выбору (неонатология, дерматология, кардиохирургия и т.д.). С институтской скамьи можно было поступить и в аспирантуру для продолжения научной деятельности.

Интернатура предполагала год практики под руководством опытного куратора, ординатура — два, аспирантура — три.

Интернатура Ординатура
После окончания можно было работать в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом, педиатром, хирургом, акушеромгинекологом. После окончания можно было работать в поликлинике и стационаре.
Интернатура была бесплатной для всех выпускников вуза. Ординатура могла быть бесплатной, если выпускник поступал на бюджетное место и знал, где будет трудиться после выпуска, или на платной основе со свободным трудоустройством.
После окончания интернатуры врач мог поступить в ординатуру по узкой специальности, а мог продолжать работу самостоятельно, без куратора.
По окончании интернатуры, ординатуры, аспирантуры врач получал сертификат на право самостоятельной работы по специальности и должен был подтверждать его каждые 5 лет на курсах повышения квалификации.

Если в процессе работы (стаж более 5 лет) возникало желание получить узкую специальность, врач мог пройти курсы усовершенствования (от 3 месяцев до года) и получить право вести пациентов самостоятельно по приобретенному профилю в поликлинике или стационаре.

Такая система действовала, действует и будет действовать ориентировочно до 2021 года для врачей, которые закончили вуз до 2015 года включительно.

2016 год — отмена интернатуры

В 2016 году принят Приказ № 127н от 25.02.2016, согласно которому с 2016 года поэтапно упраздняется интернатура. На первом этапе — для фармацевтов и стоматологов; на втором — для врачей терапевтических специальностей и затем для хирургов. Планировалось, что выпускники вузов вместе с дипломом теперь будут обязаны вместо сертификата получать аккредитационный лист, дающий право работать со студенческой скамьи самостоятельно на приеме в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом или педиатром. Только через год такой работы начинающий врач допускается к сдаче экзаменов в ординатуру. Эти инновации касались поступивших в медицинские вузы с 2013 года.

Практические навыки работы с пациентами в институте приобретаются в ходе субординатуры — шестого года обучения, когда студенты проходят практику в клиниках под руководством кураторов. Планировалось, что с 2016 года по окончании института они будут подтверждать эти навыки в симуляционных центрах, которых в стране открыто около 70.

Симуляционный центр — это оборудованные муляжами, манекенами, компьютерными программами и медицинской аппаратурой квалификационные узлы для тестирования.

На их базе должны подтверждаться практические навыки врача для получения или продления аккредитации (каждые 5 лет).

симуляционный центр

По плану МЗ РФ до 2018 года все медицинские работники были обязаны подтвердить профпригодность в симуляционных центрах по специальным клиническим протоколам. На сегодня эти планы полностью не реализованы. Вместе с тем, за два года произошли некоторые изменения в порядке получения аккредитационных листов. Теперь планируется получать их не вместе с дипломом, а после года практической работы.

2018 год — старт реформы послевузовского образования

С 2018 года интернатуры нет. Первыми, кто отправится работать сразу после получения диплома, будут педиатры, лечебники, стоматологи, гигиенисты, эпидемиологи и фармацевты. Места работы — поликлиники или ЦРБ. Остальные пока будут ориентироваться на старые правила. Через год такой практики врач получает возможность аккредитации и поступления в ординатуру на узкую специальность. Без аккредитации поступить в ординатуру нельзя.

Аккредитация

Без аккредитации и работать врачом невозможно. Это основная инновация в системе послевузовской подготовки кадров. К аккредитации допускаются врачи, отработавшие год в поликлинике или ЦРБ по специальности, указанной в дипломе.

будут ли молодые врачи отрабатывать год в поликлинике?

Аккредитация состоит из трех этапов:

  • тестирование по специальной программе;
  • экзамен;
  • собеседование.

Уровень аккредитационной комиссии — доктор медицинских наук, профессор. Суть мероприятия состоит в том, чтобы к получению узкой специальности допускались врачи с хорошей практической базой.

Ординатура

Здесь больше всего неясностей. Не понятно, работать по окончании вуза можно будет только терапевтом? Или поликлиники и ЦРБ нуждаются и в хирургах и гинекологах? Теоретически такая возможность у выпускников есть, поскольку базовые знания по этим специальностям получены.

Не ясно, сколько нужно отработать в первичном медицинском звене выпускникам 2018 года, чтобы иметь право поступить в ординатуру: год или три? Три года выглядят реальным психологическим препятствием для получения узкой специализации, так как врач уже приобретает опыт и репутацию на первой работе. Но с точки зрения поступления в ординатуру только тех, кто видит призвание именно в этой специальности — такой срок оправдан.

Не до конца ясен и срок обучения в ординатуре. Два года или пять лет? Вероятно, это будет зависеть от узкой специализации доктора.

Не ясен вопрос с бюджетным вариантом ординатуры, сохранится ли он?

Наконец, будут ли льготные категории выпускников? Предполагается, что преимущества получат отличники, победители международных олимпиад, конкурсов — они сохранят право поступления в ординатуру сразу по окончании вуза, получив одновременно с дипломом аккредитационный лист.
Пока вопросов больше, чем ответов.

Послевузовское образование на данный момент

  • Получение диплома;
  • послевузовская работа в первичном звене;
  • аккредитация;
  • ординатура или продолжение работы в поликлинике или ЦРБ;
  • каждые 5 лет подтверждение квалификации путем переаттестации с подсчетом заработанных баллов, которые начисляются за сложные процедуры, манипуляции, операции, участие в научно-практических конференциях, публикацию статей, научные работы и открытия в области медицины. Если баллов будет недостаточно, врач лишается права лечить.

В планах МЗ РФ обязать врачей каждые пять лет проходить курсы переподготовки в вузах (4-5 месяцев) или дистанционно на портале для непрерывного медицинского образования. И только после этого переаккредитовываться. Министр здравоохранения РФ — Вероника Скворцова считает, что помимо образовательного процесса портал позволяет решать множество задач, включая организацию работ и поддержку документооборота, высвобождая до 30% рабочего времени врача.

Портал непрерывного медицинского образования
edu.rosminzdrav.ru

Плюсы и минусы реформы

Реформа, как и все новое, имеет свои плюсы и минусы. Конечно, есть опасения, что страна лишится большого числа узких специалистов, при этом не получив квалифицированных врачей первичного звена из-за отсутствия опыта и знаний.

Кажется, что немногие захотят тратить деньги и время для получения профильной специальности после трехлетней работы практикующим врачом.

Может ухудшиться ситуация с набором в мединституты (университеты, академии), поскольку выпускники не особо горят желанием отрабатывать после окончания вуза несколько лет на селе. Да и в ЦРБ нет такого количества классных специалистов, которые обеспечили бы высокий уровень наставничества.

Кроме того, аккредитация требует участия врача в научно-практической работе, публикации статей, к чему врачи не привыкли.

С другой стороны, реформа — это шанс для медицины подняться на ступеньку выше. Ведь подтверждать квалификацию будут все врачи, независимо от стажа работы.

В общем, только время покажет, как сработает начатая реформа. Мы будем внимательно следить за тем как развивается ситуация и обновлять данную статью.

Поможем найти работу
Составление "продающего" резюме - больше приглашений на собеседования.
Корректировка резюме за 4 часа - быстрое исправление ошибок.
Составление CV - резюме на английском языке.
Профориентация
Для школьников - выбор профессии и помощь в выборе вуза.
Для студентов и взрослых - профессия, строительство карьеры, самореализация.