Опрос: как выбирают онлайн-образование в России и за рубежом

В 2017 году сотрудники образовательной платформы Class Central, а также эксперты НИУ ВШЭ провели два независимых опроса о дистанционном обучении. Мы решили сопоставить результаты исследований и рассказать о том, кто и зачем выбирает онлайн-обучение и MOOК, что слушатели хотят получить от курсов, какие перспективы ожидают дистанционное образование в будущем.

География и демография исследования

Международное исследование Class Central охватывает пять континентов и 2500 респондентов – пользователей платформы. Почти треть опрошенных (32,8%) — представители США. Далее в порядке убывания идут жители Западной Европы (11,5%), Африки (11,1%). Регион Восточной Европы, к которому относится и Россия, составляет 6,1% респондентов (153 анкеты).

Как выбирают онлайн-образование в России и за рубежом

Результаты исследования Class Central показывают, что, в основном, онлайн-курсами интересуются люди с высшим образованием. Почти половина респондентов (45%) окончила магистратуру, еще треть (29%) имеет за плечами три или четыре года бакалавриата. 8% опрошенных окончили только колледж, 14% — имеют лишь школьное образование.

Как выбирают онлайн-образование в России и за рубежом
74% пользователей онлайн-курсов – это люди с высшим образованием.

Исследование Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ акцентировано на представителях из России. В опросе приняли участие преподаватели и студенты российских вузов. При этом о существовании МООК (массовых открытых онлайн-курсов) знают только 27% опрошенных студентов. В рядах преподавателей дела обстоят лучше: 59% знакомы с дистанционным образованием. Для сравнения: 71% респондентов Class Central прошли, как минимум, один онлайн-курс, и только 21% не знаком с МООК.

Почему люди выбирают онлайн-курсы

Главный вопрос, озвученный во время исследований Class Central и НИУ ВШЭ, — чем вам интересно онлайн-образование? В рамках опроса от Class Central 80% участников назвали личные цели основной причиной интереса к МООК. Вторая причина – это карьерные цели. При этом 52% респондентов надеются получить опыт и навыки, необходимые для их текущей работы, а 49% планируют сменить место работы после окончания МООК. Независимо от целей обучения абсолютное большинство респондентов (85%) считают, что потенциальные работодатели высоко ценят сертификаты МООК.

Как выбирают онлайн-образование в России и за рубежом
80% учащихся на онлайн-курсах преследуют личные цели и занимаются саморазвитием.

В российском сегменте онлайн-образования 75% преподавателей готовы пройти курс МООК с целью повысить квалификацию, 42% интересны новые методики преподавания, а 29% надеются получить опыт дистанционного обучения.

Цели российских студентов, участников МООК – в целом переплетаются с задачами их зарубежных коллег. Это личностное развитие (45%), подготовка по специальности (41%), поиск работы (26%). Только 10% респондентов учатся или планируют учиться на МООК, чтобы повысить успеваемость.

Как выбирают онлайн-курсы

Этот вопрос был озвучен в рамках исследования Class Central и показал, что 97% выбирают конкретный МООК исходя из предмета или тематики курса. Еще пользователи (42%) ориентируются на университет, выложивший курс в общий доступ. Также для респондентов важен рейтинг курса (так ответили 33% опрошенных), платформа (28%) и преподавательский состав (26%).

Как выбирают онлайн-образование в России и за рубежом
97% людей выбирают онлайн-курс исходя из темы.

Что дает дистанционное обучение

Пользователи платформы Class Central (28%) считают, что МООК помог им добиться больших результатов на работе, еще 11% сменили место работы благодаря дистанционному обучению, а 10% получили повышение от текущего работодателя. Тем не менее, более половины (57%) слушателей МООК пока не ощутили положительных изменений по окончании курса.

Как выбирают онлайн-образование в России и за рубежом

Перспективы онлайн-образования

61% российских преподавателей и 76% студентов готово к полной замене очного обучения (в частности общих дисциплин – экономики, физики, экологии и т.д.) онлайн-курсами. К замене специализированных дисциплин (к примеру, подбор персонала) дистанционными курсами положительно относится 39% преподавателей и 64% студентов.

За рубежом, где идея дистанционного образования не нова, платформы МООК сталкиваются с проблемой монетизации обучения. Пока только 49% опрошенных готово заплатить за курс, и, в основном, это решение принимается исходя из тематики курса. Общие тенденции сохраняются и в регионах. Так, в Восточной Европе количество слушателей, готовых и не готовых платить за МООК, примерно равное. Единственным регионом, где пользователи позитивно настроены к платным онлайн-курсам, является Африка.

Как выбирают онлайн-образование в России и за рубежом

Автор: Инна Колдун

Диаграммы взяты с сайта Class Central