Что такое кейс-стади обучение

Кейс-стади (англ. case study) обучение переводят на русский по-разному: это и бизнес-кейсы, и метод ситуационного анализа, и метод конкретных ситуаций. По сути, все эти термины обозначают подход к обучению, в основе которого лежит решение студентами конкретных задач. Ситуации могут быть как искусственно смоделированными, так и взятыми из реальной практики.

Метод case study был представлен в 1920 году в Школе бизнеса Гарвардского университета в качестве прогрессивного подхода к обучению, связанного с менеджментом и бизнесом в целом. С тех пор Гарвард выступает главным пропагандистом этой методики обучения, а в библиотеке университета собрана самая крупная в мире коллекция кейсов. К середине 50-х годов прошлого века case study окончательно закрепился в западноевропейских университетах. В наши дни программы подготовки менеджеров (в том числе, программы МВА) — лидеры по внедрению кейсов в учебную программу.

Школа бизнеса Гарвардского университета
Школа бизнеса Гарвардского университета. Здесь собрана крупнейшая в мире коллекция кейсов.

Преимущества кейс-стади обучения

  1. Практическая направленность. Решение кейсов помогает использовать теоретические знания на практике. По сравнению с академическими лекциями и узконаправленной практикой польза от кейсов — колоссальная.
  2. Интерактивный формат. Метод case study обеспечивает высокую вовлеченность студента и учебной группы в процесс решения задач, за счет чего лучше усваивается материал.
  3. Развитие конкретных навыков. Например, «мягких навыков» (soft skills), которые необходимы для дальнейшего построения карьеры. Case study эффективен для формирования таких компетенций, как коммуникабельность, лидерство, принятие решений в условиях стресса.

Какие бывают кейсы

Хороший кейс состоит из двух компонентов: учебного и практического. Поэтому создание кейсов проходит в тесном сотрудничестве преподавателя и компании, которая является главным действующим лицом кейс-истории. Иногда проблематика кейса нарочно заостряется, в нее закладывают ряд вопросов, побуждающих дискуссию. Содержание кейса берут из открытых источников: статистических и консалтинговых данных, отчетов, специализированных СМИ, а также из интервью с управленцами и сотрудниками компании.

  1. Кейс не имеет единственного правильного ответа. Обычно, есть несколько корректных решений и одно оптимальное решение.
  2. Кейсы решаются в условиях ограниченного времени.
  3. Каждому кейсу присваивают уровень сложности. Есть структурированные (минимум дополнительной информации) и неструктурированные (большой объем «лишней» информации и слабо связанных данных) кейсы. Третий вариант — кейс с «маленькими набросками», когда основные данные представлены 3-4 предложениями, а всю дополнительную информацию необходимо найти самостоятельно.

Пример бизнес-кейса

Местной компании необходимо выйти на федеральный рынок.

Исходные данные:

  • Заказчик — местная компания, работает в Нижнем Новгороде.
  • Деятельность — производство котельного оборудования, в основном газовых котлов. Ассортимент включает одно- и двухконтурные котлы, но со следующего года компания планирует сосредоточиться на выпуске двухконтурных котлов, так как они более востребованы. Есть напольные и настенные котлы.
  • Продукция ориентирована и на частных покупателей, и на клиентов b2b-сферы. Относится к среднему ценовому сегменту. В дальнейшем есть желание поставлять котлы именно для b2b-сферы: строительных и подрядных организаций, которые сдают жилье «под ключ».
  • Конкурентные преимущества продукции: иностранные комплектующие (медные теплообменники, системы защиты), есть модели с «умной» кнопкой блокировочного термостата. Плюс — стандартные «фишки»: доставка, официальная гарантия 36 месяцев. В Нижнем Новгороде есть сервисный центр. С выходом на федеральный рынок планируем расширять сервисную сеть.

Задание: как компании выйти на федеральный рынок?

Где учиться по методу case study

  1. Тематические кейс-клубы — образовательные площадки для студентов и выпускников. Часто создаются при университетах. Например, кейс-клуб МГТУ им. Баумана, кейс-клуб МГИМО, Кейс-клуб УрФУ.
  2. Специальные сервисы, позволяющие потренироваться в решении кейсов под руководством опытного консультанта. Например, PrepLounge, Кейс-сообщество CASERS. Есть еще онлайн-тесты на основе кейсов (Problem Solving Test) — заочные кейс-интервью с вариантами ответов. Они необходимы для подготовки к интервью с рекрутером. Найти такие онлайн-тесты можно, например, на сайте McKinsey.
  3. Бизнес-школы. Кейс-стади обучение — это базовый инструмент любой программы МВА. В среднем, на решение кейсов выделяется 25-35% учебного времени. При этом, в учебных программах по финансовым дисциплинам удельный вес «кейсов» несколько ниже в сравнении с программами по маркетингу и менеджменту.

Автор: Инна Колдун

Читайте также

Что такое mini-MBA

Куда движется MBA в 2018 году

Что такое МООК